Масару Ибука

Масару Ибука. После трех уже поздно. Конспект

Делюсь классной книгой ? японского автора Масару Ибука «После трёх уже поздно». Книга для родителей, кто ищет литературу о том, как воспитать детей. Но а я прочитала и законспектировала на будущее, вдруг потом не будет времени на книги. Я прочитала эту книгу онлайн, можно скачать бесплатно на многих сайтах. Читается легко и быстро. Можно сказать, автор кратко перечисляет список полезных советов, приводя примеры из реальной жизни.
Книга «После трех уже поздно» о том, что гениями не рождаются, а становятся. Нужно только создать благоприятные условия с самого рождения. Потому что ребенок максимально развивается и его способности и характер формируются до трёх лет. Чем старше становится, тем сложнее и медленнее воспринимает новую информацию, навыки и умения.

Итак, я записала отрывки из книги и добавила свои комментарии.

☝☝☝☝ «Самое лучшее воспитание для ребенка — это материнская любовь. Самое главное занятие для родителей — это воспитание детей. Если они с этим не согласны, зачем же они обзавелись детьми?»
Вот, наверное, я думаю так же, и пока сама не стану готова к воспитанию детей, не смогу решиться стать мамой.

«Ребенка следует брать на руки как можно чаще. Для младенца, который не знает другого пути самовыражения, плач — единственное средство привлечь к себе внимание. Когда он плачет, это значит, что он о чем-то просит».

☝ Не бойтесь брать ребенка к себе в кровать. «В течение этого короткого времени малыш совершенно спокоен и очень восприимчив. Поэтому, если вы не просто будете лежать рядом с ним или еще чего доброго заснете раньше него, а споете ему песенку, это окажет положительное развивающее влияние на ребенка. Можно также предложить не только маме, но и папе, которого не было целый день, использовать эту возможность пообщаться со своим ребенком».

«Родительское влияние должно прекратиться до детского сада. Невмешательство в раннем возрасте, а затем давление на ребенка в более позднем может только погубить в нем талант и вызвать сопротивление. Это значит, что уже в первого года жизни ребенка нужно ненавязчиво и мягко начинать предлагать различные занятия, а когда он начинает развиваться и подрастать, нужно постепенно научиться уважать его волю, его «Я»».

«По лицу малыша очень легко определить, когда его родители ругаются, ссорятся, конфликтуют. Глаза или нос передаются вашему ребенку по наследству, а выражение его лица — это то зеркало, в котором отражаются отношения в семье. Совсем не обязательно делать что-то особенное, чтобы способствовать раннему развитию вашего ребенка. Самое лучшее для начала — это создать гармоничные отношения между мужем и женой и приятную психологическую атмосферу дома».

«Гармоничной атмосферы в доме нельзя достичь только материнскими усилиями. Никакая нехватка времени или усталость после работы не должны мешать папам как можно больше общаться со своими детьми».

«Если ребенок видит своего отца редко и только для того, чтобы выслушать очередную порцию нотаций, он скорее всего будет воспринимать отца как постороннего, вроде врача, вызванного в экстренной ситуации. Неуверенный в себе, ранимый ребенок часто не испытывает теплых чувств к отцу. И хотя может случиться так, что ребенок, воспитанный «строгим отцом», вырастет гением, но скорее всего он будет покорным и бесхарактерным».

☝ Ребенку необходимо общение с другими детьми. «Это стимулирует его ум, развивает чувство соревновательности, общительность, желание быть первым».

«Малыш, лишенный общения, вырастает отсталым по уму и трудным по характеру».

«Когда он мирно играет с другими, и когда ссорится, он учится жить в коллективе. Ссоры важны, потому что они развивают личную инициативу».

☝ Не лезьте в детские ссоры, конфликты, пусть сами разбираются. «Ваш ребенок только замкнется в себе и обозлится. Ссоры — это первый урок жизни в коллективе».

«Главное — окружение, а не гены». Нет, гены тоже играют важную роль, но переданные генами навыки тоже нужно развивать.

«Действительно, бывают случаи, когда сын ученого становится ученым, а сын врача — врачом. Но эти случаи не означают, однако, что данные профессиональные качества были переданы детям с генами. С момента рождения их, наверное, воспитывали в такой обстановке, которая внушала им, что они должны продолжать дело отцов. Окружающая среда, которую создали родители, становится средой ребенка. Она развивает его способности к профессии отца, пробуждая интерес к этой профессии».

«Оказалось, что еще до того, как ребенок научился говорить, диалект распространяется по каналам его мозга. А когда следы уже образовались, чрезвычайно сложно стереть их, чтобы начать прокладывать новые».

«Если для роста ребенка с самого рождения созданы разнообразные условия, то это дает значительный эффект в формировании интеллекта. Результаты показали четкие различия: уровень интеллекта у детей, которые находились в пустой, голой комнате, отставал на три месяца от уровня интеллекта детей из комнаты со стимулирующим окружением».

«Такие зрелые способности, как мышление, потребности, творчество, чувства, развиваются после трех лет, но они используют базу, сформированную к этому возрасту».

☝ Нужно приучать ребенка к музыке, включать классическую музыку. «Самой захватывающей музыкой для малышей оказалась 5-я симфония Бетховена! Популярные песни, которые передают с утра до вечера по телевизору, заняли 2-е место, и на самом последнем месте оказались детские песенки».

«Способность впитывать информацию у детского мозга гораздо выше, чем у взрослого. Только не надо бояться «перекормить» или перевозбудить его: детский мозг, как губка, быстро впитывает знания, но, когда чувствует, что переполнен, отключается и перестает воспринимать новую информацию. Нас должно беспокоить не то, что мы даем ребенку слишком много информации, а то, что ее зачастую слишком мало, чтобы полноценно развивать ребенка. Плавание, скрипка, языки».

«Ребенок запоминает детские истории и сказки очень точно. Как раз в этот период ребенок начинает настойчиво спрашивать значение различных букв. И то, что он так настойчив, есть свидетельство его огромного интереса к познанию. Ребенку в возрасте до трех лет нетрудно выучить то, что его интересует, и вас не должно беспокоить количество энергии и сил, затраченных при этом».

☝ Разговаривайте с ребенком на «нормальном» языке, как со взрослым человеком. «Когда ребенок начнет говорить, он только лепечет что-то похожее на слова, но это скорее оттого, что его органы речи еще не совсем развились, а вовсе не от недостаточного умственного развития. Просто его артикулярный аппарат недостаточно развит и не успевает за желанием говорить. Поэтому, если взрослые говорят с ним на «детском» языке, считая, что ребенок другого языка не поймет, правильные языковые навыки никогда не сформируются. Более того, в процессе освоения языка он всегда будет опираться не на свою речь, а на то, как говорят взрослые».

☝ Дайте ребенку вам помочь. «И похвалой, и наказанием нужно пользоваться очень осторожно. Малышу, которому уже хочется во всем подражать своей маме, пытается сделать то же самое. А мама говорит: «Нельзя!» Это неправильно. Она же и упрекнет потом ребенка, когда он подрастет, что он ей не помогает. Даже если ребенок хочет сделать что-то, что ему еще трудно, лучше похвалить его: «Какой ты у меня большой стал!» — затем отлить немного сока и дать ему донести стакан».

«Для ребенка работа и игра — это одно и то же. Для ребенка важен не результат его деятельности, а сам процесс».

«Воспитание часто ассоциируется с насилием над личностью, с игнорированием желаний ребенка. Заставляя его делать что-то против воли, вы подрываете его веру в себя. Когда у ребенка возникает желание что-то сделать без всякого принуждения, это и есть идеальный способ обучения. Таким образом, раннее развитие ребенка зависит от вдумчивости и внимания матери и тех, кто его окружает».

«Главный принцип метода доктора Сузуки — вызвать интерес, а это лучшее побуждение. По его мнению, принуждение — худший способ обучения. Если у ребенка возникает интерес к скрипке, он делает большие успехи в короткое время, иногда превосходя всякие ожидания учителя. Вызвать интерес ребенка к предмету обучения — это и есть лучший педагогический метод. Поэтому главная задача родителей, если они хотят обучить чему-то ребенка, — пробудить интерес. Чтобы вызвать этот интерес, важно создать и необходимые условия. Бесполезно ждать, чтобы у малыша появилось желание к чему-либо, если условия для этого не созданы».

«Любопытство рождает интерес, который в свою очередь воспитывает волю, столь необходимую для взросления. Воля к действию не появляется на пустом месте. Воля стимулируется интересом и в свою очередь побуждает человека к дальнейшему развитию. Младенец слушает сказки, позже он проявляет интерес к картинкам, затем к буквам и, наконец, хочет научиться читать».

«Творчество — это свободный полет воображения, это обостренная интуиция, которые могут выливаться в изобретения и открытия. На этом высшем уровне творчества интеллект, эрудиция и воображение слиты воедино».

«Ребенок до трех лет редко способен логически мыслить и в основном полагается на свои инстинкты. Очень важно помнить об этом и поощрять развитие его инстинктов, и уж во всяком случае не подавлять их, прививая ему навыки и пытаясь действовать на него логикой и доводами разума».

«Половые темы следует обсуждать спокойно, в дружелюбном тоне, чтобы с самого начала он относился естественно к этому вопросу. Те взрослые, которые считают секс запрещенной темой, просто получили неправильное воспитание в детстве. Не надо отшучиваться или лгать ему. Смущение и недомолвки родителей сделают эту тему запретным плодом и только распалят его любопытство, породят ненужные фантазии. Интуиция двух-трехлетнего ребенка подскажет ему, что ему говорят неправду. Он может не подать виду, но его любопытство будет только подогрето странным поведением родителей. Тот аргумент, что ребенок якобы слишком мал, чтобы знать правду о половой жизни, несправедлив и в этом случае».

☝ Отдайте ребенка в музыкальный кружок, это развивает концентрацию внимания. «Живость и неусидчивость — это не одно и то же. Тот, кто выработал в себе высокую степень концентрации внимания, обладает огромными преимуществами. Они способны к высокой степени концентрации внимания без всяких особых усилий. Учеба дается им легко, и они успевают сделать больше других детей за то же время».

«Способность руководить другими людьми считается исключительно взрослой чертой, и поэтому это качество воспитывается в более позднем возрасте. На самом деле качества лидера начинают развиваться гораздо раньше. Потенциальный лидер всегда остается сосредоточенным на своих мыслях и действиях, даже если вокруг него полно других детей. В игре или других занятиях он всегда пытается создать что-то новое и первый берется за воплощение своих идей. Те, кому уделяли внимание их интеллектуальному развитию с самого раннего детства — это жизнерадостные, энергичные дети со склонностью к лидерству».

☝ Учите стишки и песенки. «Память ржавеет, если ее не использовать. Чем интенсивнее она используется, тем лучше она функционирует и развивается. Способности ребенка к запоминанию нужно тренировать, пока он находит удовольствие в повторении».

☝ Вот это я не очень понимаю, но оставлю. «Если у ребенка в мозгу, который пока что еще как чистый лист бумаги, запечатлеется истинное искусство, оно останется там на всю жизнь. Его мозг откажется воспринимать подделку, когда он станет взрослым и родители не смогут влиять на его вкусы. Если же в его мозгу отпечатаются подделки, он будет нечувствителен к подлинному искусству. Сила воздействия музыки и живописи, этих двух видов искусства, формирующих эстетический вкус, зависит от раннего воспитания. Если будет заложен прочный фундамент, это облегчит ребенку дальнейшую жизнь». В общем, с первого года ребеночка, нужно брать его с собой в музеи смотреть на подлинные картины, работы.

«Уроки игры на скрипке или занятия иностранными языками нужны не для того, чтобы вырастить из ребенка гения, но главным образом, чтобы способствовать его общему интеллектуальному развитию».

☝ Не ругайте детей, когда они рвут книгу, рисуют на паспорте и т.д., ведь они пока не понимают, что это документы. Лучше убирайте нужные бумаги подальше от детей. «Все, что ребенок делает руками — рисует, разбрасывает игрушки, рвет бумагу, — развивает его интеллект и творческие задатки. Чем скорее вы дадите ребенку карандаши, тем лучше будут результаты. Но если одновременно вы будете поминутно его останавливать, то тем самым вы помешаете развитию его творческих способностей».

☝ Не ограничивайте мышление ребенка. «Я бы давал ребенку огромный лист бумаги, чтобы он ползал по нему, рисуя. Стандартный лист способствует воспитанию стандартного человека, лишенного творчества и достаточной жизнестойкости».

☝ Не захламляйте дом игрушками. «Многие психологи считают, что, когда вокруг ребенка слишком много игрушек, это его подавляет и ему трудно сосредоточиться на чем-то одном. Ребенок лучше всего играет с одной игрушкой, придумывая разно образные игры с ней. Таким образом, если хотите развить у ребенка нестандартное мышление и изобретательность, не покупайте ему все, что он просит. Этим вы достигнете прямо противоположного эффекта».

☝ Покупайте не готовые игрушки, они и развивают, и вызывают интерес. «Если они хотят иметь игрушку, они должны собрать ее сами. Он включает в себя «радость достижения». Малыш с любопытством изучает окружающие его предметы и особенно реагирует на те, которые дают ему «радость достижения» и удовлетворяют его потребность в «творчестве»».

«Ребенок, начавший лепить в раннем возрасте, существенно опережает своих собратьев в освоении различных навыков. И дело здесь не в том, что он раньше начал практиковаться в лепке, а в том, что лепка рано разбудила его интеллектуальные и творческие задатки. Ловкость рук и самовыражение — это первые, но далеко не единственные качества, приобретаемые ребенком благодаря лепке».

«Очень важно, чтобы ребенка учили правильно ходить с раннего возраста. Из 639 мышц нашего тела 400 участвуют в ходьбе. В отличие от других физических упражнений в ходьбе ритмически чередуются напряжение и расслабление. По всей вероятности, ходьба стимулирует мыслительный процесс».

«Даже если ребенок умнее других, но не доверяет людям, он не сумеет многого добиться в жизни. Современная система образования придает слишком много значения экзаменам и отметкам, но игнорирует и никак не поощряет доверия к людям. Поэтому тем более важно, чтобы это качество воспитывалось в раннем возрасте. Это главная задача дошкольного воспитания. Если принцип доверия к людям впитан ребенком с молоком матери, ребенок вырастет личностью, способной принять на себя ответственность за будущее общества».
Лично я совсем не доверяю людям, что иногда от этого сама же страдаю. Не знаю, как воспитаю ребенка.

2 thoughts on “Масару Ибука. После трех уже поздно. Конспект

  1. ..когда ребёнок появится ты уже будешь всё знать..скорее даже чувствовать.? я боялась не то, что с воспитанием, но и как купать, как, элементарно, подгузники менять, но родила и всё, все страхи как рукой сняло. единственное, очень хочу, чтобы ей встречалось больше хороших людей по жизни, а остальное, уверена, мы сможем дать, привить, развить, воспитать и др. сами.??

    1. До прочтения этой книги, я не верила, что детей надо с раннего детства обучать. Думала: дано или не дано, время придет и научится. Была против клубов, школ для раннего развития, казалось, так можно лишить ребенка счастливого детства. Теперь уже думаю иначе)))

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *